Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы создания инновационно-инвестиционной инфраструктуры в Республике Дагестан являются сегодня особенно актуальными, поэтому роль органов власти заключается прежде всего в создании финансовых механизмов и принятии конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной системы и развитие инновационного предпринимательства. Активизация инновационной деятельности связана с созданием определенных предпосылок: гибкая налоговая политика к организациям инновационного типа, представление на льготных условиях государственного имущества или земли для создания инновационных предприятий.
В целях усиления роли инновационных факторов в экономическом росте в концепции предусматривалась реализация целого комплекса преобразований, реализация которых должна происходить по ряду направлений. Одним из самых важных, на наш взгляд, является создание высококонкурентной инновационной среды.
Инновации, действительно, становятся ключевым фактором развития современного общества, а инновационная деятельность среди всего многообразия видов экономической деятельности - ее наиболее приоритетным видом. Поэтому формирование наиболее благоприятных условий функционирования для организаций, осуществляющих столь перспективный и необходимый для современного экономического развития вид деятельности, становится важнейшей задачей государства. Ввиду актуальности и большой значимости поставленных государством целей и задач стимулирование данного вида деятельности посредством использования инструментов налоговой политики, безусловно, становится необходимым.
1, Оценка инновационно-инвестиционного и внешнеэкономического потенциала предприятий Республики Дагестан
В настоящее время являются наиболее актуальными вопросы создания инновационно-инвестиционной инфраструктуры в Республике Дагестан и разработка механизма финансирования инновационных проектов. При решении этих вопросов необходимо обратить внимание на четыре момента. Во-первых, важность на сегодняшний день развития инновационной экономики в республике. Во-вторых, рассмотреть имеющийся в республики для этого потенциал. Третий момент - основные проблемы в этой области. И, наконец, развитие инновационной инфраструктуры в республике.
Сегодня во всем мире именно инновации становятся одним из основных факторов социально-экономического развития. Более того, в развитых странах инновации даже оттеснили на второй план инвестиции и стали главным фактором экономического роста, будь то на уровне предприятия, региона или государства. В частности, мировой рынок наукоемкой продукции оценивается в 2 трлн, долларов США, а по мнению экспертов через 10 лет он будет составлять порядка 4 трлн. Доля России сегодня на этом рынке всего 0,3 %, хотя имеющийся научный потенциал позволяет занимать до 10 %. Сегодня это 200 млрд, долларов, через 10 лет уже 400. Для сравнения бюджет России - 60 млрд, долларов.
Основная наша проблема как на федеральном уровне, так и на региональном - отсутствие инновационно-инвестиционной инфраструктуры и механизмов финансирования инновационных проектов. Поэтому роль органов власти заключается прежде всего в создании таких механизмов и принятии конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной системы и развитие инновационного предпринимательства.
В РД имеется определенный потенциал для развития инновационной экономики. Функционируют свыше двадцати организаций разных форм собственности, проводящих инновационные и научные разработки. В их число входят дагестанские вузы, в частности и Дагестанский государственный технический университет, также ДНЦ РАН, объединяющий 10 научных учреждений, ряд научно-исследовательских институтов.
Всего в науке и научном обслуживании трудятся более 4000 работников, в том числе около 40 академиков, 300 докторов наук, 1750 кандидатов наук. Неуклонно из года в год растет численность докторантов, аспирантов, студентов. Так, только численность студентов государственных высших учебных заведений сегодня превышает 50 тыс. человек (а в 1990 г. этот показатель составлял 28 тыс. человек).
Инновационная деятельность ведется также на предприятиях республики. Среди них можно назвать ОАО Научно-производственный комплекс «Русская электроника», АО «Завод им. Гаджиева», АО «Завод Дагдизель», Махачкалинский завод сепараторов, АО «Дагфос», АО «Сапфир», АО «Электросигнал», НПО «Питательные среды» и другие. Основные проблемами на сегодняшний день, тормозящими развитие инновационной экономики в республике являются следующие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Беличенко Е.А., Шеховцова С.Р. Государственное регулирование в сфере регионального социально-экономического развития на примере СКФО. //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. №2. С. 50-54.
3. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В. Экономический потенциал регионов России на примере СКФО.// Фундаментальные исследования. 2015. № 8-3. С. 557-561.
4. Иванов Н.П. Инновационный менеджмент региональной власти как фактор ускоренного развития территориальной экономики.// Региональная экономика. Юг России. 2016. №1. С. 25-42.
5. Тараненко О.И. Актуальные проблемы инновационного развития регионов СКФО // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2016. №1. С. 78-82.